Рекомендации для родителей по лексическим темам

Рекомендация родителям по теме недели «Осень. Приметы осени"  в подготовительной группе .

                с 02.10   по  06.10



Родителям рекомендуем закрепить дома с детьми :




— названия осенних месяцев;

— основные приметы осени;

— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»; — что делают осенью животные и птицы;

— чем занимаются люди; — какие подарки людям принесла осень;

— почему об осени говорят «золотая».

 

Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки :

ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная,

дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;

 

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 

Грамматический строй речи

 

Образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами  «Назови ласково»

 

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка.

 

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много»  

Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.

 

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

 

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

 

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

 

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, ... дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная;  если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.

 

 

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»

 

Наступил осенний день — наступили осенние дни,  на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,  плывет темная туча — плывут темные тучи,  стоит большое дерево — стоят большие деревья,  идет холодный дождь — идут холодные дожди,  дует сильный ветер — дуют сильные ветры,  висит теплая куртка — висят теплые куртки,  летит птичья стая — летят птичьи стаи.

 

Пересказ рассказа «Осень»  

 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).

Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

 

 

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

 

Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная, ... холодная — жаркая,

... хорошая — плохая.

 

Поиск соответствующего понятия  

«Я начну, а ты закончи» Люди осенью одеты, (во что?) — ... ; школьники идут с портфелями (куда?) — ... ; листья на деревьях стали (какими?) — ... ; цветы на клумбах (что сделали?) — ... ; птицы улетают (куда?) — ... ; звери делают на зиму (что?) — ... ; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —

....

 

  «Расскажи об осени по плану»:

 

1)  когда наступает осень;

2)  осенние месяцы;

3)  приметы осени в природе;

4)  красота золотой осени;

5)  что делают птицы и животные осенью; 6) труд человека в осенний период; 7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок  «Исправь ошибки»  

 

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

 

Отгадай загадки!

 

Утром мы во двор идем — 

Листья сыплются дождем, 

Под ногами шелестят 

И летят, летят, летят. (Осень.)

 

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

 

Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

 

Листья желтые летят,  Под ногами шелестят. 

Солнце уж не припекает.  Когда все это бывает? (Осенью.)

 

Все деревья облетели, 

Зеленеют только ели,  Днем и ночью дождик льет, 

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

  

 

Пальчиковая гимнастика  "Осень"

 

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.) Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,) Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер) И. Михеева  

 

Стихи для заучивания

Осень

Осень наступила, высохли цветы,  И глядят уныло голые кусты. 

Вянет и желтеет травка на лугах. 

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит. 

Ветер в поле воет, дождик моросит. 

Воды зашумели быстрого ручья. 

Птички улетели в тёплые края.

                                                     А.Н. Плещеев

 

  Рассказываем по ролям:

 

— Солнце, солнце, Ты откуда?

— Я из тучки золотой.

— Дождик, дождик, Ты откуда?

— Я из тучи грозовой.

— Ветер, ветер, Ты откуда?

— Я из дальней стороны.

-   Листик, листик, ты откуда?

-   Из березовой страны!



Осень скверы украшает

 Разноцветною листвой.

 Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

 И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды.

Приготовила природа Всевозможные плоды. 

На полях идёт уборка - Собирают люди хлеб. 

Тащит мышка зёрна в норку, Чтобы был зимой обед.

 Сушат белочки коренья, запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

 В погреб яблоки кладёт.

 Уродился урожай - Собирай дары природы!


 В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай!

                                                     Татьяна Бокова

 

 УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ...

Скоро белые метели

 Снег поднимут от земли

. Улетают, улетели,

 Улетели журавли.

 Не слыхать кукушки в роще, 

И скворечник опустел. 

Аист крыльями полощет - Улетает, улетел! 

Лист качается узорный 

В синей луже на воде. 

Ходит грач с грачихой черной 

В огороде по гряде. 

Осыпаясь, пожелтели 

Солнца редкие лучи. 

Улетают, улетели, Улетели 

 Елена Благинина  




Уважаемые родители! Тема недели «Дары леса (ягоды, грибы)»

с 25.09  по 29.09


 

Для закрепления темы родителям рекомендуется:


- Рассмотрите с ребёнком иллюстрации и картинки с изображением леса, грибов и ягод.

- Побеседуйте о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

- Повторите обобщающие слова «грибы», «ягоды».

- Вспомните вместе с ребёнком о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными.

- Побеседуйте с ребёнком о том, какие блюда можно приготовить из грибов и ягод.

 Поиграйте в игры

- «Весёлый повар». (Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч)

Варенье из малины. – Малиновое варенье.

Варенье из земляники. – Земляничное варенье.

Варенье из черники. – Черничное варенье.

Варенье из брусники. – Брусничное варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Компот из черники. – Черничный компот.

Компот из брусники. – Брусничный компот.

Повидло из земляники. – Земляничное повидло.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло.

Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.

 - «Один — много» (образование множественного числа существительных): один мухомор — много мухоморов, одна малина — много…, одна брусника — много…, один подберёзовик — много … и т.д.

 - «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): гриб — грибок, грибочек; ягода —, мухомор -, подберёзовик - … и т.д.

 - «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две) одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек; один мухомор, два мухомора. пять мухоморов; одна земляника, две земляники. пять земляник.

-  «Четвёртый лишний» (объяснить, почему предмет лишний).

Белый гриб, волнушка, клюква, опята.

Черника, ежевика, мухомор, малина.

Подберёзовик, поганка, опята, подосиновик.

Малина, ежевика, клюква, волчья ягода.

-  Дидактическая игра «Есть - нет».

Мухомор – нет мухомора

Подберёзовик – …

Земляника - …

Поганка - … ит.д.

- Предложите детям повторить скороговорки:

Белый гриб боровичок от Бори спрятал свой бочок. И – молчок!

У опушки две старушки брали грузди и волнушки.

Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок.

На горе дубы, под горой грибы.

- Выучите с детьми стихотворение:

Мы с друзьями в лес пошли…

Мы с друзьями в лес пошли,

Много там грибов нашли,

Белых, рыженьких лисичек,

И волнушечек- сестричек.

Мухоморы нам кивали,

Мы в корзинки их не брали,

Нам такие не нужны,

Ядовитые они.


Тема недели «Откуда хлеб пришел»



с 18.09  по 22.09

Содержание образовательной деятельности в группе:

Знакомить с процессами выращивания и производства хлеба, сельскохозяйственными профессиями. Учить отвечать на вопросы в зависимости от их содержания и формы, правильно строить предложения; развивать у детей умственные операции (умение анализировать, делать вывод, обобщение). Обогащать словарь детей за счет слов: хлебороб, злаки, сеялка, борона, комбайн, элеватор, мельница, хлебозавод, пекарь, хлебобулочные изделия, хлебница. Учить понимать народные пословицы и поговорки. Воспитывать любовь к родной земле, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Советуем Вам:

  • Поиграйте в игру «Что сначала, что потом?», эта игра развивает логическое мышление, речь. Предложите ребенку в определенной последовательности назвать этапы выращивания хлеба (лучше разложить картинки по порядку и назвать): вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.  Если ребенок затрудняется, помогите ему.

  • Посетите вместе с ребенком хлебный магазин и обратите внимание на разнообразие хлебобулочных изделий.

  • Подберите к слову хлеб как можно больше прилагательных: румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т. д.

  • Обсудите с ребенком значение пословиц:

         Хлеб-всему голова.

         Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

         Пролениться - и хлеба лишиться.

         Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

         Будет хлеб - будет и обед.

         Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

         Хлеб да вода – богатырская еда.

  • Загадайте ребенку загадки:

          Золотист он и усат

          В ста карманах – сто ребят,

          Ходит дом ходуном

          На столбе золотом (колос).

          В поле сеют и растят,

          Убирают, сыплют в склад

          И на хлеб идет оно

          А зовут его… (зерно).

           

          Из меня пекут ватрушки,

          И оладьи, и блины.

          Если делаете тесто,

          Положить меня должны (мука).

          Рос сперва на воле в поле,

          Лето цвел и колосился.

          А когда обмолотился,

          Он в зерно вдруг превратился,

          Из зерна – в муку и тесто,

          В магазине занял место…

          Вырос он под синим небом

          И пришел на стол он … (хлебом)

  • Прочитайте ребенку:

Белорусскую народную сказку «Легкий хлеб»

Украинскую народную сказку «Колосок»

Башкирскую сказку «Ленивая девочка»

Стихотворения Янины Дягутите «Руки человека»,

Якова Акима «Пшеница», Ирины Токмаковой «Что такое хлеб?»

Тема недели: Фрукты и овощи. 

С 11.09  по  15.09


На этой неделе мы будем: Формировать представления об отличительных признаках растений природных сообществ огорода и сада (овощах и фруктах), полезности продуктов питания и витаминах.

Родителям рекомендуется выполнить следующие задания:

Овощи

Задание 1. Расскажите ребёнку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля и огорода убирают осенью.

Задание 2. Потренируйте ребёнка в назывании овощей. Назовите овощт сами, затем вместе с ребёнком, потом попросите его произнести названия самостоятельно: огурец, помидор, свёкла, морковка, картошка.

Задание 3. Подберите с ребёнком картинки с изображением овощей, названия которых вы выучили. Пусть ребёнок показывает и называет картинки. Обратите его внимание на цвет и форму каждого овоща.

Задание 4. Покажите ребёнку натуральные овощи. Расскажите и покажите, какие блюда их них готовят. Ещё раз потренируйте малыша в назывании овощей: "Ты узнал, это свёкла. Видишь, какя она: круглая, тёмно-красная. А это что за овощ? Конечно, это морковь" и т.п. Привлеките ребёнка к приготовлению блюд из овощей. Покажите, как трут морковь для салата, режут огурцы и помидоры. Пусть малыш перемешает салат. Похвалите его за помощь.

Задание 5. Помогите ребёнку рассказать об овощах. Учите отвечать на вопросы:

Огурец, помидор, морковка... что это? (это овощи)

Где растут овощи? (овощи растут в огороде)

Когда убирают овощи? (овощи убирают осенью)

Задание 6. Развитие общей моторики "Урожай"

В огород пойдет, урожай соберем (Шаги на месте)

Мы моркови натаскаем (Таскают)

И картошки накопаем. (Копают)

Срежем мы кочан капусты (Срезают)

Щавеля нарвём немножко (Рвут)

И вернёмся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Фрукты

Задание 1. Расскажите ребёнку, что фрукты растут в саду на деревьях, Их убирают осенью.

Задание 2. Потренируйте ребёнка в назывании фруктов. Произнесите названия сами, затем вместе с ребёнком, потом попросите его проговорить названия самостоятельно: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

Задание 3. Подберите и рассмотрите вместе с ребёнком картинки с изображением фруктов. Пусть он покажет и назовёт фрукты, которые узнал. Если затрудняется, помогите ребенку - назовите фрукты и предложите повторить названия за вами. Обратите внимание малыша на цвет и форму каждого фрукта, а также на их названия. Уточните обобщающее понятие - фрукты.

Предложите ребёнку задания по картинкам:

- покажи яблоко, грушу и т.д.

- покажи синий фрукт, оранжевый и т.д.

- покажи круглые фрукты, овальные и т.д.

Задание 4. Предложите ребёнку выучить двустиште. Это стихотворение содержит новое для ребёнка слово фрукты и позволяет быстрее ввести его в активную речь.

Фрукты растут на деревьях в саду,

Яркие фрукты у всех на виду.

Задание 5. Выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику "Компот".

Будем мы варить компот, Левую ладошку держат "ковшиком",

Фруктов нужно много. Вот: правой имитируют помешивание в нём.

Будем яблоки крошить, Загибают пальчики на правой руке,

Грушу будем мы рубить, начиная с большого.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Опять "варят" и "помешивают".

Угостим честной народ.


Уважаемые родители!

С 4 по 8 сентября проходим тему  

«День знаний» 

Содержание работы с детьми: 

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге.

Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/09/03/1543259603_8.jpg

 Формировать представление о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности. Воспитывать заботливое отношение к малышам и тем, кто слабее. Продолжать знакомить с детским садом.

Развивать ориентацию в помещении детского сада и на территории. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.

 Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге.

Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д.

Советские открытки к 1 сентября

Формировать представление о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности. Расширять знания о сверстниках, формировать представления о правилах доброжелательного отношения к ним.

Воспитывать заботливое отношение к малышам и тем, кто слабее. Продолжать знакомить с детским садом.

 Развивать ориентацию в помещении детского сада и на территории.

Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.

Рекомендации для родителей: 

Примеры вопросов по теме "День знаний"

1. Спросить у ребёнка, что такое Детский сад? Для чего он нужен?

2. Из каких помещений состоит детский сад.

3. Ответить на вопросы. Ответ ребёнка должен быть полным (красиво построенное предложение, не однословным. Предложение начинать с последних слов вопроса.

-Чем ты занимаешься в детском саду? (Пример: В детском саду я рисую (пою, леплю из пластилина, отдыхаю, гуляю, сплю).

-Кто работает в детском саду? (Пример: В детском саду работает воспитатель. В детском саду работает повар.)

4. Вспомнить ИО воспитателей, няни.

5. Повторить с ребенком какое время года наступило. Как мы узнали (признаки осени): стало холоднее, дует ветер, идет дождь, желтеют и опадают листья, день короче, ночь длиннее, люди одеваются теплее…

6. Игра: «Какие деревья ты знаешь? Назови их». Во время прогулки рассмотреть листья деревьев, знать какой лист с какого дерева.

7. Нарисовать осеннее дерево.

8. Игра: «Чей лист? Чья ветка?»

У березы- березовый лист, березовая ветка.

У липы -…

У клена -…

У дуба - …

У тополя - …

Осень картинки, стоковые фото Осень | Depositphotos